«Если ребенок вложил частицу
своей души в труд людей и нашел
в этом труде личную радость,
он уже не сможет стать злым,
недобрым человеком»
В.А.Сухомлинский
Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком-либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.
Выдающийся педагог А.С.Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А.С.Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.
Полезный и посильный труд вызывает у подростков большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.
Трудовое воспитание – одна из важнейших задач семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, возможность для детей участвовать в труде вместе с родителями. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности, дети быстрее овладевают трудовыми навыками, перенимают рациональные приемы работы.
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет детям реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, самостоятельности, ответственности, бережливости.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Благодаря труду развиваются сообразительность, внимание, любознательность, наблюдательность, инициатива, активное восприятие, сосредоточенность. Труд также тренирует память.
Выделяют следующие основные принципы трудового воспитания в семье:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей детей при распределении трудовых поручений в семье;
- чередование труда и отдыха.
Семья Парфелюк
В семье Светланы Михайловны и Михаила Григорьевича Парфелюков шестеро детей. Старшие дочери Виктория и Юлия взрослые, имеют свои семьи, живут самостоятельно. Наталия и Лилия учатся в Глубокском госпрофлицее. Наталия на 3-ем курсе, Лилия на 1-ом. Младшие, Матвей и Тимофей – школьники.
Сегодня наши собеседники Светлана Михайловна и Михаил Григорьевич.
- Какую роль играет трудовое воспитание в Вашей семье?
- Безусловно, очень важную роль. Ведь правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем. А кому из родителей не хочется, чтобы их дети были успешны и счастливы?
- С какого возраста следует приучать детей к труду?
-Трудолюбие не дается человеку от природы, оно должно воспитываться с раннего возраста. Наша задача, как родителей, прививать детям не только общечеловеческие ценности, но и любовь к труду.
- Как это происходит в Вашей семье?
- В трудовом воспитании важное значение имеет пример взрослых. Если родители берутся за работу с желанием, то и дети тоже будут трудиться охотнее. Что-то приготовить на обед или ужин, что-то починить или смастерить вместе с детьми, сделать уборку – забот и хлопот в нашей большой, дружной семье всегда хватает.
- Как Вы считаете, нужно ли разделять работу на мужскую и женскую?
- Ни в коем случае. Каждый ребенок, независимо от пола, должен уметь обслуживать себя: заправить кровать, убраться в своей комнате. Это дисциплинирует детей, делает их самостоятельнее. Конечно, работу, связанную с тяжелым физическим трудом, выполняет мужчина. Наш папа – молодец! Он не боится никакой работы. Он может и приготовить еду, и убраться в квартире, и сходить за покупками. Для наших мальчишек это хороший пример. И мы надеемся, что во взрослой жизни они тоже не будут разделять работу на мужскую и женскую.
- Как вы поощряете детей за хорошо выполненную работу?
- Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Иногда это похвала, а иногда и материальное поощрение. Ведь у детей должны быть карманные деньги и это неплохо, если они их честно заработали.
- Что бы Вы хотели пожелать всем родителям?
- Воспитание детей – это огромный труд. Мы желаем всем родителям терпения, взаимопонимания со своими детьми. И самое главное – любите своих детей!
раскрыть » / « свернуть