Проект «Внедрение учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений образования, реализующих программы профессионально-технического и среднего специального образования» (2023 -2026)
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели в 2023/2024 учебном году.
Проект «Внедрение учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений образования, обеспечивающих профессионально-техническое и среднее специальное образование» направлен на обеспечение развития у учащихся финансовых компетенций, экономического мышления, формирование предприимчивости, нравственных и деловых качеств обучающейся молодежи, таких, как общественная активность, ответственность за работу и принятие решения, стремление к высокой рентабельности и качеству своего труда, достижениям и полноценной самореализации предпринимательства как поведенческой модели и жизненной стратегии.
Реализуется через введение факультативных занятий, формирование навыков предприимчивости и финансовой грамотности в ходе учебной деятельности по общеобразовательным и специальным учебным предметам, систему мероприятий в учреждении образования, участие в мероприятиях районного, областного, республиканского, международного уровней: олимпиады, тренинги, недели финансовой и предпринимательской грамотности, конкурсы, стартапы, форумы экономической направленности и иные.
Приоритетным в организации образовательной деятельности являтся системно-деятельностный подход, который позволяет обеспечивать постановку практических и учебных задач, а также осуществлять планирование их решения, проведение рефлексии способов решения задач.
В условиях его реализации наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение и др.
При организации учебной деятельности на занятиях используются методы и организационные формы проведения занятий и мероприятий: практикумы, семинары, имитационно-ролевые, деловые игры, исследовательская деятельность, анализ деловых и производственных ситуаций, экскурсии, защита проектов, презентации, конференции, круглые столы, наблюдение, беседы, участие в учебных и научно-практических конференциях, проектирование и т.д.
В обязательном порядке обеспечивается создание условий для развития творческих способностей учащихся, включения их в различные виды социально значимой деятельности, практической реализации серьезных жизненных планов.
Внедряемая учебно-методическая модель состоит из блоков:
- формирование навыков предприимчивости, финансовой грамотности на факультативных занятиях;
- формирование предприимчивости, финансовой грамотности в учебной деятельности при изучении общеобразовательных и специальных учебных предметов через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки;
- формирование целенаправленного воспитательного пространства учреждения образования через включение мероприятий, формирующих предприимчивость, финансовую грамотность, в планы работы колледжа, учебных групп;
- формирование навыков предприимчивости и финансовой грамотности путем организации сотрудничества и включения в образовательный процесс Центра поддержки предпринимательства ООО «АЛРИиКо» (г.Минск), Центра продвижения и поддержки предпринимательства и инноваций в Глубокском районе, общественного совета по развитию туризма Глубокского района, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Глубокскому району, коммерческих и некоммерческих организаций,индивидуальных предпринимателей, фермеров;
- практическая реализация полученных знаний, умений, навыков через участие в олимпиадах, тренингах, неделях финансовой грамотности, конкурсах, стартапах, форумах экономической направленности и т.д., разработку бизнес-идей, бизнес-планов.
Программа инновационной деятельности рассчитана на 3 года, построена следующим образом:
- освоение учащимися знаний в области предприимчивости и финансов, начиная с планирования личного бюджета и разумного использования финансовых продуктов и услуг, приобретение навыков обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости;
- формирование на основе навыков обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости понимания экономических процессов, происходящих в стране и мире, знаний, умений, потребности и готовности к ведению своего дела, владения навыками предприимчивости;
- знакомство с приоритетными направлениями экономического развития региона, лучшими практиками предпринимательства в регионе и государстве, выработка наиболее оптимальных форм их деятельности, аккумуляции;
- использование знаний, умений, навыков в практической деятельности через разработку бизнес-идей, бизнес-проектов, организацию внебюджетной деятельности в колледже по выращиванию сельскохозяйственной продукции на полях и в теплице, производству кондитерских изделий, изготовлению швейных изделий, оказанию иных услуг;
- максимальная реализация возможностей воспитательного пространства колледжа, участие в мероприятиях районного, областного, республиканского, международного уровней, обеспечивающих реализацию задач по формированию предприимчивости, финансовой грамотности.
Цель проекта:
- внедрение учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений образования, реализующих программы профессионально-технического и среднего специального образования, с учетом специфики учреждения образования.
Задачи проекта:
- реализовать учебно-методическую модель развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности в учреждении образования;
- выявить механизмы внедрения практико-ориентированной учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности;
- выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели;
- создать технологическое и методическое обеспечение модели;
- оценить эффективность использования внедряемой модели;
- усовершенствовать внедряемую модель с учетом специфики учреждения образования модель;
- обеспечить распространение опыта инновационного проекта в системе образования.
В 2023/2024 учебном году реализация инновационной модели будет осуществляться через:
- организацию цикла внеурочных информационно - обучающих мероприятий «Школа финансовой грамотности и основ предпринимательства»;
- формирование финансовой грамотности в ходе учебной деятельности по общеобразовательным и специальным дисциплинам через акцентирование внимания на определенные знания, умения, навыки;
- формирование целенаправленного воспитательного пространства учреждения образования через включение мероприятий, формирующих финансовую грамотность, предприимчивость в планы работы лицея, учебных групп;
- формирование навыков финансовой грамотности предприимчивости путем организации сотрудничества организации сотрудничества и включения в образовательный процесс Центра поддержки предпринимательства ООО «АЛРИиКо» (г.Минск), Центра продвижения и поддержки предпринимательства и инноваций в Глубокском районе, общественного совета по развитию туризма Глубокского района, инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Глубокскому району, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермеров;
- практическую реализацию полученных знаний, умений, навыков через участие в олимпиаде финансовой грамотности в учреждении образования, неделе финансовой грамотности, конкурсах, стартапах, иных мероприятиях финансовой, экономической направленности;
- участие в мероприятиях районного, областного, республиканского, международного уровней, обеспечивающих реализацию задач по формированию финансовой грамотности, предприимчивости.
Ожидаемые результаты:
Результаты в виде усвоенных знаний и сформированных умений,
- навыков обеспечат реализацию поставленной цели, задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
- освоение учащимися знаний в области финансовой грамотности;
- формирование навыков планирования личного бюджета, разумного использования финансовых продуктов и услуг, обеспечения собственной финансовой безопасности и независимости;
- готовность обучающихся к самообразованию и саморазвитию в сфере финансовой грамотности, формированию навыков предприимчивости;
- повышение уровня информированности;
- формирование положительной мотивации учащихся к постоянному получению новых знаний в области финансов;
- воспитание финансово-ответственного поведения и финансовой культуры;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности, практическую реализацию полученных знаний, умений, навыков;
- рост профессионального, методического, исследовательского потенциала учреждения образования;
- создание механизма внедрения практико-ориентированной учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности;
- наличие механизма партнерского взаимодействия с внешними участниками проекта.
Формы и методы реализации мероприятий проекта:
Приоритетным в организации образовательной деятельности будет считаться системно-деятельностный подход, который позволит обеспечивать постановку практических и учебных задач, а также осуществлять планирование их решения, проведение рефлексии способов решения задач.
В условиях его реализации наиболее актуальными станут технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение и др.
При организации учебной деятельности на занятиях будут использоваться методы и организационные формы проведения занятий и мероприятий: практикумы, семинары, имитационно-ролевые, деловые игры, исследовательская деятельность, анализ деловых и производственных ситуаций, экскурсии, защита проектов, презентации, конференции, круглые столы, наблюдение, беседы, участие в учебных и научно-практических конференциях, проектирование и т.д.
В обязательном порядке будет обеспечиваться создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включения их в различные виды социально значимой деятельности, практической реализации серьезных жизненных планов.